Баю-баюшки-баю, не ложися на краю... (с)
Чем только ни удивляли тюменцев: и рекордами Гинесса, и метровыми бутербродами, и даже Жераром Депардье в лице работника Тюменской филармонии, но, интересная всё-таки натура – человек, всегда найдет причину заинтересоваться чем-то большим.
Новым объектом всеобщего интереса стал закрытый показ кинофильма "Сомнамбула" режиссера Алексея Смирнова, с полным набором таких редкостных бонусов, как автограф-сессия и пресс-конференция с создателем картины, её главным героем Андреем Дементьевым ("Барвиха", "Золотые", "Дерзкие дни") и коммерческим продюсером Виктором Герасимовым, прошедший 18 февраля в кинотеатре "КиноМечта" ТЦ "Колумб".
Тюмень стала вторым по очереди городом, принявшим с распростертыми объятиями свежий кинофантазм, психологический триллер, "Сомнамбула" молодого режиссера Алексея Смирнова.
Фотовизуализация:
Колумб: Предпремьерный показ фильма "Сомнамбула"
Первой работой Алексея стала снятая в 2011 году короткометражная социальная драма "Колыбель", сюжетом к которой послужила реальная история. (Кто не смотрел – настоятельно рекомендую). В "Сомнамбуле", как и в "Колыбели" режиссер затрагивает актуальную всегда тему детей, оказавшихся, не по своей воле, на улице или же в домах-интернатах.
Так и закрытый показ "Снохождения" (именно так переводится с латыни слово "сомнамбула"), проходил под эгидой социальной акции, куда каждый желающий мог принести игрушки или вещи в дар детям-сиротам и малообеспеченным семьям. А те зрители и участники, кому удалось побывать на этом значимом и интересном событии, уверена, получили больше, чем просто бесплатный поход в кино авось на что, а именно драгоценный и такой редкий опыт доброты и самоотдачи на примере и в лице создателей картины.
Кратко о том, кто такой Алексей Смирнов: родился в Воронеже, несколько лет воспитывался в доме-интернате вместе с братьями, отучился на судостроителя, далее поступает на журфак, но не оканчивает его, затем увлекается кино и снимает "Колыбель", а, в том же году, в содружестве с режиссером Михаилом Борщевским, снимает картину "Точка Док десять последних дней". Однако, в широкий прокат фильм так и не был выпущен.
Теперь же, после вышеописанного, дорогие читатели, вопрос о том, что же движет режиссером снимать фильмы на подобную тематику, должен отпасть сам собой, и я могу вернуться к рассказу непосредственно о "Сомнамбуле".
Сюжет картины, опять же основанный на реальных событиях 1992 – 1993 гг., рассказывает очень неоднозначную историю "воронежского сомнамбулы", некоего Андрея Яковлева семилетнего мальчика, оказавшегося в Воронежском доме-интернате.
Почти каждую ночь с ним происходили странные вещи, которые объяснялись таким явлением, или правильней сказать, диагнозом, как сомнамбулизм. На теле Андрея появлялись ссадины и царапины, он мог заснуть в одном месте, а проснуться в другом и т.п. Человек, в состоянии сомнамбулизма одновременно находится и в глубоком сне, и в тоже время осознает всё то, что делает. Данное явление относят к разряду психических расстройств личности. Его страхом, внутренним эго является некогда воспитывающая его бабушка. Скажу откровенно, жуть жуткая.
На протяжении всего фильма мы видим главного героя в двух временных пространствах – годы, проведенные в интернате и взрослая жизнь. Роль взрослого Андрея Яковлева как раз и исполнил Андрей Дементьев. Даже спустя годы, страхи не дают покоя Андрею. Однако, их же он использует, как средство заработать, рисуя ужасающие "облики" своих снов. Вокруг персонажа постоянно погибают люди, словно он притягивает нечто зловещее в жизнь тех, кого подпустил слишком близко. Будучи весьма привлекательным молодым человеком, Андрей, влюбляется в девушку Настю, взаимно.
Казалось, болезнь отступила, и мир начинает обретать краски, но, от себя не убежишь, и вся армада мистических событий выливается с новой силой. Развязка "Сомнамбулы" неоднозначна. Можно ли ждать продолжения? Быть может. Либо, если посмотреть с другой стороны, а именно со стороны режиссерских приемов – отличный промо-ход, "зацепить" же надо зрителя. Всех секретов "Сомнамбулы", я, как и предыдущих объектов, не раскрываю, картина стоящая и достойная для просмотра в кинозалах. Были моменты, когда фильм то походил на хорошую комедию, то резко менял направление и пятился назад, а последние минуты вообще напомнили советского "Вия". А ведь этот фильм до сих пор считается одним из самых страшных российских картин. Так что, дорогие друзья, решать вам.
"Сомнамбула" снималась в городе Екатеринбурге в течение двух лет, в одном из домов-интернатов. Интерьер самого интерната для фильма создавался из воспоминаний Алексея Смирнова, и каждая сцена готовилась детально и продуманно, чтобы у зрителя не оставалось сомнений.
По съемке могу сказать – необычно и непривычно, в хорошем смысле, для именно российского кинематографа. Спецэффекты, да-да вы не ослышались, на уровне. Пусть немного, но они присутствуют и в весьма хорошем качестве. Актёрский состав более чем угодил, ожидалось худшего, просто оттого, что стереотипы. Как отметил сам режиссер в эксклюзивном интервью, актеры подбирались с особой тщательностью. В частности Андрей Дементьев, сыгравший главного героя Андрея Яковлева, актер с непростой судьбой, который, как говорится, "хлебнул" в жизни достаточно для того, чтобы передать эмоции именно живые, настоящие, неподдельные.
Наверняка вас интересует вопрос: "Действительно ли фильм снят по реальным свидетельствам?". По словам режиссера картины Алексея Смирнова, герой "Сомнамбулы" реален, он существует, как и мы с вами. Однако, съемочной группе в связи с возникшими трудностями, пришлось изменить и имя героя, и реальность его современной жизни, дабы избежать разоблачения персонажа в реальной жизни.
Помимо этого, в рекламных буклетах фильма было заявлено о включении документальных видеоархивов, однако, как сказал Алексей Смирнов, в связи с окончательным решением определенных служб, был выставлен полный запрет на использование документальной хроники в "Сомнамбуле". В общем, что и называется тайна, покрытая мраком. Слышны были после просмотра возмущенные голоса зрителей в стиле "обманули дурачка". Однако, будучи не пассивным кинолюбителем, легко было узнать, что о данном запрете режиссер неоднократно говорил в интервью, и более того, извинялся перед зрительской аудиторией.
Отдельно хотелось бы отметить саундтрек или верно будет сказать, звуковое оформление "Сомнамбулы", написанное Михаилом Моргуновым - атмосферно, глубоко и действительно страшно.
Во время интервью Алексей Смирнов сказал очень важную вещь, о которой, к сожалению, мало думают наши самоизбравшиеся горе - режиссеры современного российского киноискусства. А сказал он о том, что в каждом фильме должна быть душа. Пусть фильм "Сомнамбула" проект, в первую очередь, коммерческий, но душа в нем точно чувствуется.
На вопрос о том, станет ли "Сомнамбула" шагом вперед для российского кино, сам режиссер ответил неуверенно, но объективно заметил, что самое главное, чтобы зрители поняли картину. "Сомнамбула" - это своего рода взгляд вовнутрь своей души настолько глубоко, чтобы, встретившись с собственными страхами лицом к лицу, вы научились жить с ними.
В заключение скажу немного о будущем проекте Алексея Смирнова под названием "Гранула", который готовится при софинансировании департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области. В основу фильма заложен антинаркотический призыв. Но самой главной новостью стал тот факт, что для съемок в "Грануле" будут отобраны двое тюменцев, девушка и юноша. Важным фактором при отборе станет личная история героя и желание стать профессиональным актером. Все подробности кастинга появятся 1 марта на сайте молодежного онлайн – телевидения "Моё ТВ".
кино посмотрела
Наталья Полтавенко